воскресенье, 24 июня 2007 г.

Магия гуманитарно-правовых технологий для адвоката Черновик

«Расширяй и твори!»

«Достаточно развитая технология неотличима от магии», так писал известный фантаст Артур Кларк. Новые технологии, которые часто трудно отличить от магии, появляются в различных отраслях, но юриспруденция в этом отношении остается консервативной, не то что магии, но даже просто новых технологий в ней немного. Однако, с моей точки зрения, ситуация может измениться в результате освоения юристами гуманитарно-правовых технологий (PRава), т.е. совместного использования методов юриспруденции и гуманитарных технологий (PR). Метафорически назвать эти методы магией можно потому что в результате их использования цели юридической деятельности могут достигаться намного быстрее, чем обычно, и воздействие происходит, как и во многих магических ритуалах, с помощью слова. Например, был случай, когда руководитель организации-должника не боявшийся суда и даже не являвшийся на него, после получения письма с правильно сформулированными законными репутационными угрозами, на следующий же день отдавал указание о выплате долга.
Наиболее восприимчивыми к новым технологиям, синтезу права и PR оказываются адвокаты, т.к. специфика их работы развивает гибкость мышления и для них важна максимальная эффективность деятельности. Хотя зачастую оплата труда адвоката не сильно зависит от результата, конкуренция и профессиональная этика требуют ориентации на результат, необходимый Доверителю.
Что же представляют собой гуманитарно-правовые технологии (PRаво)? Опишем по шагам один из алгоритмов:
1. Рассмотрите ситуацию, в которой Вам необходимо действовать, т.е. применять юридические и другие методы для достижения результата, как систему. Такое рассмотрение предполагает нахождение связей между различными лицами. Важно, что обращается внимание не только на юридические, формальные связи, но и на информационные, экономические, управленческие. К примеру, часто внутри холдинга организации юридически самостоятельны и не отвечают по долгам друг друга, но они связаны экономически и информационно, поэтому угроза репутации одной из компаний воспринимается серьезно руководством такой группы.
Как показывает практика, ключевыми точками для информационного воздействия могут являться государственные органы, поставщики и клиенты должника. Стоит выделять не одну, а сразу несколько ключевых точек и эффективным способом для этого может быть «мозговой штурм», когда Вы сначала не критикуя набрасываете как можно больше вариантов, а затем отбираете из них полезные.
2) Представьте какие именно действия требуются от Ваших оппонентов и ключевых лиц, на которых Вы воздействуете. Такое моделирование, конечно же, условно, но оно необходимо, чтобы понять можно ли вообще в рамках закона достичь поставленной цели. У меня был случай, когда клиент обратился за взысканием задолженности с организации, которая была в процессе банкротства, я нашел ключевые точки и сформулировал сообщения для законного воздействия на учредителя этой фирмы, но для того чтобы получить деньги нам пришлось бы обойти других кредиторов, а это незаконно (ст. 195 УК РФ).
Когда Вы представляете как может действовать Ваш оппонент, т.е. рассматриваете ситуацию с его позиции, появляется возможность для своеобразной обратной логики. Вы представляете последствие и подбираете те средства, которые могут стать причинами такого поведения. Естественно, что чем лучше знаете систему, в которой действуют те, на кого Вы воздействуете, и их личные особенности, тем эффективнее будет воздействие.
3) Разработайте программу, в которой будет место и юридическим и информационным средствам воздействия. Та часть программы, которая связана с PR-инструментами, может называться программой информационного (PR) сопровождения юридической деятельности. В основе этой программы лежит система сообщений, которые могут исходить из разных источников. Например, для взыскания задолженности мы уведомляем должника, что достоверная информация о его недобросовестном поведении будет сообщена его ключевым контрагентам, государственным органам (точечное информирование с помощью писем) и СМИ (массовое информирование). Соответственно готовятся письма, пресс-релизы, которые могут демонстрироваться должнику, чтобы он понял серьезность ситуации. Если же уведомления оказалось недостаточно, то начинается постепенная реализация программы PR-сопровождения взыскания. При этом сначала сохраняется возможность сворачивания этой деятельности, если задолженность начнет погашаться.
Можно рассмотреть другой пример, когда для защиты от незаконного сноса дома в центре Москвы была разработана программа, которая включала подготовку жильцами специальной газеты с основным вопросом «Продление инвестконтракта = признание во взытке?», распространение это издания для привлечения внимая к проблеме. Стоит отметить, что в такой деятельности очевидна важность юридической составляющей, ведь необходимо не выйти за рамки дозволенного, не дать повода поставить вопрос об уголовной ответственности за клевету (ст. 129 УК РФ) и т.д.
При составлении программы информационного (PR) сопровождения юридической деятельности необходимо учитывать следующие факторы:
- собственно юридические действия (подача исков, жалоб и т.д.) имеют свое информационное значение, которое часто не связана с их юридической результативностью. К примеру, иногда можно подать иск не надеясь выиграть дело, а чтобы привлечь внимание к пробелу в законодательстве и неэтичному какого-либо лица;
- информация лучше принимается СМИ, когда она оригинальна и общезначима, а значит надо рассматривать различные варианты интерпретации событий, иногда уходить от сухого формализма юридических терминов. Полезной бывает формулировка и продвижение новых терминов, таких как «корпоративное коллекторство», «кредитный адвокат», собственно «гуманитарно-правовые технологии», но надо следить за тем чтобы неологизмы были понятны и обоснованы;
- часто эффективным бывает создание реальных и виртуальных организаций, основной целью которых является решение поставленной проблемы. Такая достройка себя до организации демонстрирует важность проблемы и дает возможность распространения сообщений из различных источников;
- во многих случаях для придания большего веса своей позиции стоит использовать научно-консультационную поддержку. Например, обращаться в ведущие в юридические вузы за письменным заключением по сложному делу и т.д.
- важно учитывать экологичность воздействия, т.е. контролировать возможность наступления непредвиденных неблагоприятных воздействий.
Будем надеяться, что использование адвокатами «магии» гуманитарно-правовых технологий даст возможность снова уверенно сказать, что «право – это искусство добра и справедливости».

Комментарии участников семинара:
Господа, я жду ваши комментарии

3 комментария:

Ольга комментирует...

Давыдова Ольга:
Идея гуманитарно-правовых технологий (PRава) представляется весьма интересной. Ее суть - информационные технологии на службе у юридических. На мой взгляд, синтез PR и права - PRаво - вполне может развиваться как самостоятельная область знаний (на стыке специальностей образовывается поле для новых исследований). Тем более что необходимость такого соединения продиктована временем. Использование уже известных методов продвижения информации в области юриспруденции позволяет добиться поставленной цели быстрее или добиться ее в принципе – если ситуация не может быть благополучно разрешена в классической юридической плоскости. У адвокатов здесь возникают широкие возможности для творчества, а у клиентов куда более эффективные пути решения задач.

Александр sud Федоров комментирует...

Центр юридического сопровождения бизнеса приветствует продвижение идей Дмитрия Жданухина! Это отличные и работающие задумки! Пора уже не просто пиариться в СМИ, давая СМИ комментарии (это, безусловно, так же необходимо) но и использовать методики, предлагаемые автором! Федоров Александр говорит - "Да"!

Дмитрий Жданухин комментирует...

Вот присланные все присланные в настоящее время комментарии:

Андрей Столбунов, адвокат, Председатель Правдения МОО «Справедливость»:
Гуманитарно-правовые технологии применимы не только в бизнесе, но и в общественной деятельности, такой как борьба МОО «Справедливость» против точечной застройки, государственном правовом регулировании. Более того, с помощью PRава юридический бизнес и адвокаты могут проявлять свою социальную ответственность.

Николай Иванов, независимый эксперт по вопросам коллекторства и корпоративного взыскания долгов :
В статье затронута важная вещь – совместное использование юридических и PR-методов среди адвокатов. Поднятый вопрос является, на мой взгляд, очень актуальным, так как на сегодняшний день адвокатская среда довольно консервативна в методах работы. Адвокатура сегодня напоминает мне продовольственные прилавки советских магазинов, на которых лежали, в общем-то, вкусные и полезные продукты, но во внезрачной упаковке, и по внешнему виду они проигрывали красивым импортным продуктам. Наши адвокаты, среди которых немало хороших специалистов, особенно в Москве и Санкт - Петербурге, плохо работают со СМИ и со своей репутацией. Конечно, есть отдельные исключения – благодаря грамотному пиару в России хорошо известны фамилии таких адвокатов, как Г. Резник, П. Астахов, М. Барщевский и несколько других, всего около десятка человек, которые сумели неплохо «раскрутиться» и теперь завышают свои тарифы за «брэнд», и речь идет о больших деньгах. Сегодня Дмитрий, который является известным специалистом в области правового PR и «раскрутки» юридических фирм, помогает адвокатам освоить методы, благодаря которым они:
Во-первых, могут существенно повысить свой статус и репутацию того адвокатского объединения, в котором они работают, что дает приток новых клиентов и более денежных дел;
Во-вторых, более эффективно решать стоящие перед адвокатами задачи.

Ольга Давыдова, редактор "НП "Производящая телевизионная компания" :
Идея гуманитарно-правовых технологий (PRава) представляется весьма интересной. Ее суть - информационные технологии на службе у юридических. На мой взгляд, синтез PR и права - PRаво - вполне может развиваться как самостоятельная область знаний (на стыке специальностей образовывается поле для новых исследований). Тем более что необходимость такого соединения продиктована временем. Использование уже известных методов продвижения информации в области юриспруденции позволяет добиться поставленной цели быстрее или добиться ее в принципе – если ситуация не может быть благополучно разрешена в классической юридической плоскости. У адвокатов здесь возникают широкие возможности для творчества, а у клиентов куда более эффективные пути решения задач.